В православной среде часто сетуют на то, что среди верующих мало молодежи. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно поднимал эту тему и ставил вопрос о привлечении молодых людей к участию в жизни Церкви.
Как же это сделать?
Мир молодых неоднороден и очень интересен с психологической точки зрения. Там все постоянно кипит, течет, изменяется. Это-то и пугает ординарного христианина. С кем там разговаривать? Какие у нас могут быть общие темы и проблемы? Ведь верующие живут своим уставом, своей общиной, своей привычной жизнью. А тут такие шумные, непонятные, излишне активные люди.
В-первую очередь, мы не должны смотреть на молодых глазами пожилой, уставшей от жизни старушки, которая по воскресеньям и праздникам обязательно придет в «церкву», а после службы превращается в «бабку у подъезда», для которой вся молодежь — это наркоманы, проститутки и алкаши.
Я постараюсь в чуть упрощенной форме показать, что среди молодых у христиан есть союзники и сочувствующие. Есть люди, которые легко могут стать верующими, естественно войти в жизнь Церкви.
Мы не говорим сейчас о детях, которые воспитывались в христианских семьях и с молоком матери впитали христианскую веру. Таких немного. Большинство юношей и девушек не имеют никакого своего представления о Церкви, кроме заимствованного из интернета, чаще всего негативного свойства.
Кто же из молодых ближе всего к Церкви? На кого в первую очередь мы должны обратить внимание. Может кто-то удивится, но это так называемые «неформалы». «Эмо», «готы», «рокеры» почти всех направлений. Попробую объяснить.
Я бы разделил очень грубо молодежную среду на 3 категории: «гопники», «послушные» и «неформалы».
Особое внимание обратим на музыку, которую предпочитают слушать представители каждой группы. Это важнейшая для нашего исследования характеристика. Ведь для молодых людей музыка имеет очень большое значение. Этакий дресс-код. «Скажи мне какую музыку ты слушаешь, и я скажу, кто ты!». Через музыку выражается душа человека. Посредством музыки объединяются единомышленники.
Итак, сначала поговорим о т.н. «гопниках».
Это подростки и юноши с заниженными требованиями к жизни. Часто учащиеся техникумов. «Гопники» слушают «Сектор газа», «Рубль», «Г.р.о.б.» — те коллективы , где используется ненормативная лексика. Для «гопника» учеба не имеет никакого значения. Ему не очень важно, кем он будет работать после окончания учебного заведения. Он живет одним днем и просто плывет по течению. Но у него есть определенные ценности. Достаточно простые и понятные: хорошо поесть, хорошо выпить, хорошо развлечься. Для развлечения можно, в принципе, сделать какое-нибудь противоправное действие: избить кого-нибудь, разбить окно, вскрыть киоск. Чем больше утром с похмелья вспомнишь приключений, тем интересней жизнь. Разговаривать с «гопником» о прочитанных книгах, философских фильмах или лирических стихах — бессмысленное занятие. Он не тратит время на то, что ему не интересно. Если представится возможность, «гопник» легко ограбит и церковь. А что? Интересный опыт. Среди «гопников» есть кающиеся, но их очень мало. В сознании «гопника» для веры просто нет места. Для него это слишком сложно.
Возьмем другую категорию. Тех, кого очень любят взрослые. Я бы назвал их «послушные». Замечательные ребята, которые с детства привыкли слушаться. Если что-то сказала мама или бабушка, значит так и надо сделать. И все у тебя будет хорошо. Никаких приключений и неожиданностей. Мама лучше знает, что мне нужно. У мамы есть план, и я готов его исполнить. Мама советует, куда поступить, с кем дружить, как проводить досуг. Единственная проблема в том, что «послушные» не имеют своего критического мышления. Они как хамелеоны: привыкли ориентироваться на мнение окружающих. Им нужна спокойная, сытая, благополучная жизнь. И они знают, как ее достигнуть.
Если мама скажет «послушному», что надо ходить в храм, он будет ходить, но только до того момента, пока вера не станет мешать реализовывать его личный план. Именно «послушные» во времена гонений легче всего отрекаются от веры.
Послушные слушают ту музыку, которая на данный момент наиболее распространена, т.е. поп-музыку. «Послушные» — это те самые «тепло-хладные», о которых написано в «Апокалипсисе». Они вроде и «не против», но и не «за».
Между «гопниками» и «послушными» есть еще одна немногочисленная категория — «неформалы». Почему они так называются? Потому что они не удовлетворяются той формальной картиной мира, которую им предоставляют взрослые. Их интересует суть вещей, их смысл.
Что говорят о смысле жизни взрослые? Ничего. Они твердят, что ты должен хорошо учиться, потом найти хорошую работу, создать семью, сделать карьеру. «Неформал» сразу задает вопрос: «А зачем?». Ведь все перечеркивается смертью! Все твои усилия тщетны, бессмысленны! Взрослые не могут ответить на этот вопрос, и тогда «неформалы» начинают активно читать. Именно с «неформалом» можно побеседовать о поэзии Бодлера, об этапах творчества Басё или Камю. Они могут всю ночь читать Ницше и Евангелие одновременно. Кто-то ищет ответы в поэзии, кто-то в философии, кто-то в религии. Это ведь очень важно знать, зачем ты живешь!
«Гопники» и «послушные» не понимают остроты этого вопроса и считают «неформалов» ненормальными. Здесь мы видим точки соприкосновения с христианами, которых тоже часто не понимает и не принимает общество.
«Неформалы» большое внимание обращают на одежду. У них очень популярна тема смерти. Ведь это их особая тайна! Так они различают друг друга в толпе. Черный цвет одежды, черепа, кости — это что очень пугает взрослых, но разве это должно пугать христиан? Ведь христиане тоже постоянно размышляют о бренности всего существующего.
Песня с хорошим поэтическим текстом, сложная, близкая к классической музыка — вот что интересно «неформалам».
У нас в России есть огромный пласт философских, очень качественных с поэтической точки зрения песен. Это целое явление – русский рок. На Западе рок — это прежде всего музыка, в России –слово. Башлачев, Шевчук, Гребенщиков, Ревякин — это настоящие поэты.
У человека, слушающего русский рок, обязательно рано или поздно проснутся религиозные чувства. Большинство лидеров популярных рок-групп сейчас стали открытыми христианами. Вот и общие с верующими темы для разговоров.
«Гопники» по мнению «неформалов» — это такие примитивные создания, живущие по животным, допотопным инстинктам. «Послушные» противны «неформалам» своим фарисейством и конформизмом. Существует конкретный антагонизм между этими группами. Чаще всего «гопники» бьют «неформалов».
Таким образом, если мы хотим, чтобы молодые люди пришли в храмы, нам ни в коем случае нельзя оттолкнуть «неформалов»! Мы не должны смешивать их с «гопниками»!
Именно из «неформалов» получаются самые искренние и крепко верующие христиане. Это наши союзники и почти единомышленники. Они не любят этот лицемерный и погрязший в страстях мир. А значит, у них большие шансы полюбить истинного Бога.
Мы, христиане, обязаны им в этом помочь. У нас есть то, что они бессознательно ищут!
Церковь может дать им смысл жизни, показать сложный, но верный путь. А быть против мнений целого мира они уже привыкли.
Если христиане будут считать всю молодежь однородной греховной толпой, то придут другие проповедники. Сектанты, алкоголь и наркотики украдут у нас наших потенциальных братьев и сестер.
Поэтому христиане должны быть очень аккуратны, почти нежны с представителями молодежной среды. Выслушать, понять, поддержать и улыбнуться, им так немного нужно.
Это касается и священников и прихожан. Молодые люди должны понять, что мы не против музыки, не против молодости, не против радости. Мы – христиане — тоже «неформалы», но мудрые, знающие куда идем и чего хотим!