Семейно-просветительский центр о воспитании гиперактивного ребенка

При нашем Приходе более года  работает Православный семейно-просветительский центр в честь св.прп. Евфросинии Московской. Сейчас основным направлением его деятельности является донесение до родителей сути христианского воспитания, его значения. В результате сотрудничества с отделом образования появилась такая форма работы центра, как тематические родительские собрания (в школах и детских садах) и классные часы.Уже проводились собрания по темам: «Гиперактивные дети»; «Научиться любить» (практические советы родителям); «Искусство диалога» (секреты общения); «Что такое конфликт, их причины и пути преодоления»; «Детские страхи»; «Грубость»; «Общение в семье» (сказать или смолчать); «Ребенок и социальные сети»; «Наказание и поощрение». Всего же разработано более 20 тем.  Проводит беседы с родителями  квалифицированный психолог Куваева М.В., которая     раскрывает причины возникающих проблем, дает рекомендации, показывает способы устранения, отвечает на наиболее острые вопросы, касающиеся воспитания.          Безусловно, есть общее направление, общие ориентиры воспитания, которых необходимо придерживаться в каждой семье. Но, как и в жизни, так и в воспитании, готовых рецептов не бывает. Все люди разные, и дети разные. Понятно, что к каждому ребенку необходим индивидуальный подход, и то, что применимо и действенно по отношению к одному, совершенно не подходит в воспитании другого.

Сегодня мы начинаем серию публикаций по темам родительских собраний. Представляем Вашему вниманию советы психолога о воспитании гиперактивного ребенка.

 ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК

Гиперактивный ребенок… Лет 20 назад это словосочетание практически не звучало в обыденной речи. Теперь у всех на слуху. В последние годы в мире действительно наблюдается выраженный рост детской гиперактивности. И конечно, общество встревожено. Исследования в данной области только начинаются, но уже ясно, что гиперактивных детей становится все больше, особенно среди мальчиков. В 7-10 раз чаще по сравнению с девочками. Однако сразу надо подчеркнуть, что далеко не всегда это состояние является болезненным. Не всегда его можно расценить как СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Сейчас к гиперактивным детям нередко относят детей просто подвижных, веселых, ребенок «егоза». Это проблема родителей, которые не особенно затрудняют себя воспитательным процессом. Каждый родитель обязан быть воспитателем детей, тем или иным способом корректировать детское поведение. Но воспитывать, прежде всего, нужно себя – ведь дети – это наше отражение. Сейчас многие взрослые очень раздражительно относятся к суетливому, подвижному, с большой двигательной активностью ребенку. Такой ребенок мешает взрослым заниматься своими делами, думать, отдыхать. Примерно с 3-х до 8-9 лет ребенок испытывает повышенную нужду в двигательной активности, и при ее подавлении у него возникает реакции протеста. Сначала в виде небольшого непослушания, а потом, если двигательная активность ребенка систематически подавляется и не направляется в какие-то более рациональные формы детской деятельности, то реакции протеста приобретают стабильный характер, способствуют формированию невротической личности.

СИМПТОМЫ БОЛЕЗНИ:

— излишняя двигательная активность;

— вегетативные расстройства: нарушение сна, мраморность кожи, излишняя потливость, излишняя сухость и тусклость волос, признаки кожного диатеза, неопределенность аппетита: то ребенок прожорлив и ест все подряд, причем ест небрежно, пачкая себя и все вокруг едой, то, наоборот, отказывается от еды.

— нестабильность веса: то он прибавляет в весе, мало питаясь, то худеет, несмотря на повышенный аппетит.

Все это следствие нарушения, как нервных процессов, воли и внимания. Если у относительно здорового ребенка с двигательной активностью воля и внимание нарушены — незначительно и такого ребенка довольно легко отвлечь от непродуктивной деятельности и беготни, усадить и сосредоточить его внимание на чем-то, что его заинтересует, то у ребенка с синдромом СДВГ – дефицит ВНИМАНИЯ – и это настоящий бич. Его внимание не больше 3-5 минут. Задержать внимание такого ребенка можно и чуть дольше, если с ним работать вместе. Гипреактивные дети требуют общения.  Они бывают, навязчивы, встревают в разговор взрослых. А поскольку внимание их очень рассредоточено, они, не дослушав и недопоняв, о чем идет речь, перебивают собеседников, не соблюдают правил игры, не умеют проигрывать, пытаются лидировать, навязать свои правила, свою форму деятельности, чем, естественно, вызывают негодование окружающих. В результате ребенок с  СДВГ быстро превращается в изгоя. Дети отказываются с ним общаться, вызывая тем самым у него реакции раздражения, ревности зависти. С другой стороны, взрослые теряют над таким ребенком контроль, не могут им управлять и воспитывать. Именно этих детей называют нарушителями спокойствия, головной болью школы. Они бегают, суетятся, во все вмешиваются, громко разговаривают.  Постоянно что-то роняют, теряют, опаздывают, не понимают, путают, выкрикивают с места. Для них характерна жажда признания, которой они, естественно, при таком поведении не получают. Надо отметить, что такие дети не агрессивны. Они добродушны и веселы. Но поскольку их не хотят понимать и принимать в обществе, нрав их начинает портиться. Им свойственна эмоциональная несдержанность, гневливость. Если гиперактивный ребенок обиделся, он тут же даст яркую вспышку гнева, не будет рассуждать прав он или не прав. Поскольку свою двигательную активность такой ребенок не регулирует, то он может налететь, пихнуть, повалить, что-то разбить, разрушить. Он склонен к разрушительным действиям, но эта агрессия не целеноправленная. Она не представляет собой заранее спланированного действия с целью наказать обидчика. Вот он возмутился, налетел на обидчика – и тут же все забыл, опять хочет с ним играть. Таким детям не свойственна зависть, жадность. Они, наоборот, добродушные, простецкие, готовы дружить. Хотя дружба у них тоже весьма поверхностна, нестабильна. ОНИ НЕ УМЕЮТ ТЕРПЕТЬ, ЖЕРТВОВАТЬ, СОХРАНЯТЬ СТАБИЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ТЕРПЕНИЕ – САМОЕ ГЛАВНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ВОЛИ. А оно у гиперактивных детей «напрочь» отсутствует.   ИНТЕЛЛЕКТ у таких детей не нарушен, у них хорошо работают умственные способности. Им легко дается МАТЕМАТИКА, АРИФМЕТИКА, АЛГЕБРА. А вот ГЕОМЕТРИЯ идет с трудом, т.к. долго не формируется пространственное ориентирование.  Гиперактивность у ребенка можно определить на самых ранних стадиях, даже внутриутробном. Это определяется по повышенной подвижности плода в ночное время, но, обычно, гиперактивность определяется в течение первого года жизни: младенец с трудом выдерживает пеленание, выворачивается, протестует. Он очень подвижен и во время сна, и во время бодроствования. Даже во время еды он не может быть спокойным. Они у груди суетятся, вывертываются, щиплются, не удерживают удобной позы. Зато у них быстро формируются двигательные навыки, такие дети очень рано начинают ходить.  Дети с СДВГ очень чувствительные. Они способны понять, что обидели кого-то, раскаяться. Используя в качестве стимула ласку, нужно приучать их к поведению, принятому в обществе. Недостаток тепла, любви, нормального общения – важный фактор развития гиперактивности.

ПРИЧИНЫ ГИПЕРАКТИВНОСТИ:

— питание – во многие жвачки, конфеты и другие детские продукты добавлены всевозможные красители. Эти вещества действуют на подкорковые структуры, которые «заведуют» двигательной активностью. А поскольку жвачки, конфеты и прочее дети усиленно потребляют именно в дошкольном возрасте, это способствует развитию гиперактивности.

— ВНУТРИУТРОБНОЕ ПОРАЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ СТРУКТУР МОЗГА, —  которое может возникать по причине чрезмерной занятости беременной женщины, при неправильном питании, курении, при частых стрессах, переживаниях, при большой физической нагрузке, при заболевании вирусной инфекцией.

— ГЕНЕТИЧЕСКАЯ – нарушение нервной системы, где идет некоторое приукрашивание окружающей действительности и себя в ней, отношение к жизни детское, инфантильное.

— СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР – в современном цивилизованном мире преобладает женский тип воспитания. В семье, детском саду, в школе, в основном, воспитывают женщины, которые вольно или невольно навязывают свою женскую психологию, женские модели поведения.  Девочки развиваются быстрее мальчиков и речь у них поначалу развита лучше, чем у мальчиков. Мужская особенность – это неразговорчивость. И словесные задания, устные объяснения учительницы мальчики воспринимают с трудом, им это не интересно, они быстро начинают отвлекаться. А когда им становится совсем скучно, на первый план тут же выходит то, что компенсирует скуку, — ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ. Мальчик начинает вертеться, рыться в рюкзаке, кидаться бумажками, а то ходит по классу. И вместо того, чтобы понять его особенности, дать ему задание интересное для него или позволить ему не сидеть, а немного постоять возле парты, учительница начинает его ругать и наказывать. В тех классах, где особенности мальчиков учитываются, даже гиперактивные дети учатся и ведут себя хорошо.

Считается, что экран телевизора, монитор компьютера сильно влияют на детскую психику, если ребенок проводит больше часа у экрана в день.  В случае раннего вовлечения в компьютерные игры есть большая вероятность развития гиперактивности.  КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ – ВИД НАРКОМАНИИ. Ведь компьютерный свет и излучение, пусть даже незначительное, действует на  кору головного мозга. А именно это повреждение нарушает  ВНИМАНИЕ , а соответственно и ВОЛЮ. Таким образом, становится неуправляемой и двигательная активность, возрастает импульсивность.

ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА РЕБЕНОК ГИПЕРАКТИВНЫЙ?

  1. В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
  2. Нельзя сдерживать двигательную активность ребенка, но важно ее контролировать (маленьким детям больше свободы, не пеленать туго, если научился ползать, пусть ползает, научился прыгать, пусть прыгает). Двигательную активность малыша стеснять не следует, но нужно за ним постоянно приглядывать.
  3. Нельзя оставлять одного, чаще общаться, пытаться играть на его уровне, привлекать, развивать его внимание, направлять на какую-то целесообразную деятельность.
  4.  Выслушивайте то, что хочет сказать Вам ребёнок.
  5.  Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Поощряйте ребёнка за соблюдение режима.
  6. Старайтесь дома создать для ребёнка спокойную обстановку: неяркие обои, минимальное количество ярких предметов, порядок в комнате.
  7.  Поручите ему какие-то дела по дому, которые необходимо выполнять регулярно (помогать маме убрать со стола, подметать вечером пол на кухне, выгуливать собаку, кормить домашних питомцев…).
  8. Рано приучать осмысленным занятиям: плаванию, танцам, бегу, игре в мяч, каратэ. Но, желательно, делать это совместно с родителями, помня о том, что гиперактивный ребенок повышенно нуждается в общении с близкими.
  9. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его возрасту и способностям.
  10. Не навязывайте ему чрезмерно жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся безопасности и здоровья, в отношении других не будьте излишне придирчивы.
  11. Главное с такими детьми правильно обращаться. Он на ходу может слушать сказку, не надо его усаживать, не нужно ставить в угол, для него это ужасное наказание. Физически наказывать также бесполезно: ругань, крики, подзатыльники на детей с СДВГ не действуют. Они этого не запоминают, и даже, наоборот, будут вести себя еще хуже. Лучше чего-то лишить, четко обозначить границы дозволенного. И помнить, что такой ребенок не виноват в своей излишней подвижности.
  12. Старайтесь, по возможности, избегать слов «нет» и «нельзя» («Так говорят только невоспитанные» – вместо «Не говори так»; «На столе не сидят» — вместо «Нельзя сидеть на столе»…).
  13. Чтобы приучить к понятию «нельзя», необходимо объяснять, причем кратко, стараясь удержать его внимание, и использовать какие-то простые поощрения. Любит сладкое – использовать этот стимул. Не обязательно давать конфету, можно изюм, печенье, награда должна быть символической, но она совершенно необходима.
  14. Помнить, что гиперактивный ребенок не умеет предвидеть последствия поступков. А если хорошие дела подкрепляются поощрениями, он на условно-рефлекторном уровне усваивает правильные модели поведения. Ребенок при этом должен чувствовать, что взрослый как бы играет с ним в хорошее поведение, не заставляя его, поэтому и награда маленькая.
  15. Подкупать игрушками или давать за хорошее поведение деньги – не награда, а баловство, это совершенно недопустимо.
  16. Постепенно, конечно, надо переходить от материальных поощрений к словесным, но не сразу, а по мере психологического взросления.
  17. Проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании.Помните! Спокойствие – лучший пример для ребёнка!!!В школьном возрасте гиперактивным детям необходима дозированная спортивная нагрузка. Полезны занятия, помогающие тренировать волю: каратэ, ушу. Футбол — в старшем возрасте, т.к. такие дети плохо усваивают командные игры. Занятия с лошадьми, если бы это удовольствие не было таким дорогим.

К 12-13 годам синдром СДВГ даже без лечения уходит, однако проявляется другая патология. Гиперактивный ребенок уже научился обращаться  с обществом так же, как общество обращалось с ним, то есть отвергать его. Поведение его может быть асоциальным: проявляется склонность к лжи, воровству, побегам из дома. Воля не сформирована, поэтому подросток легко попадает под влияние более сильных и волевых людей. А поскольку он доверчив, простодушен, внушаем, не умеет отделить главное от второстепенного, то авторитет, под влияние которого он попал, часто бывает асоциального характера. Такие подростки – легкая добыча для криминальных структур.

 Еще одна особенность подростков состоит в том, что они жаждут удовольствий. У них  много детского, инфантильного. Они сами радостные и хотят хорошего отношения к себе. И в дурную компанию они легко попадают потому, что там их принимают такими, какие они есть, их хвалят, поощряют, благодарят, в том числе и наркотиками. С такими детьми нельзя, чтобы в общении с ними присутствовал негатив. Если вовремя скорректировать их поведение, то в дальнейшем их этих ребят получаются прекрасные специалисты в области науки, математики, бухгалтерии, актерства, режиссеры, при условии, что им будет интересно этим заниматься.

Авторы: Куваева М.В., Матвеева Н.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *